Квотирование выбросов: к чему готовиться?

К чему необходимо готовиться экологом предприятий после введения в 2026 году системы квотирования выбросов (целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух)
Планируется, что с 1 сентября 2026 года вступит в силу новый федеральный закон, вносящий кардинальные изменения в федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". На текущий момент проект федерального закона прошел публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru. Несмотря на кажущейся достаточно большой срок, в течение которого новый закон вступит в силу, готовится к грядущим изменениям в системе охраны атмосферного воздуха необходимо уже сейчас. Тем более, что это нововведение может оказать воздействие на всю природоохранную деятельность на порядок более сильно, чем то же повышение ставок платы за НВОС. Рассмотрим с какими проблемами могут столкнуться экологи на предприятиях и как их, по-возможности, избежать.

Квоты выбросов - что это?

Использование квот выбросов в системе нормирования качества атмосферного воздуха обсуждается довольно давно и основательно. Первые методические документы, касающиеся использования квот выбросов появились задолго до 2017 года, когда был объявлен "Год экологии" и Президент Российской Федерации поставил цель снизить выбросы приоритетных загрязняющих веществ на 20% к 2024 году. Основоположником этой идеи можно считать НИИ "Атмосфера" - ведущий научно-исследовательский институт в области охраны атмосферы в России. И, надо сказать, что использование системы квот выбросов имела (да и сейчас имеет) под собой вполне конкретную, оправданную основу.
Квота выброса в нынешней системе нормирования - это дополнительный ограничитель выброса в атмосферу для объекта ОНВОС. То есть, для объекта устанавливаются как нормативы допустимых выбросов по веществам, так и квота выброса. При этом, квота устанавливается только по приоритетным веществам для населенного пункта, которые устанавливаются на основании сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха и оценки риска для жизни и здоровья человека.
В проекте федерального закона, вместо понятия "квота выброса" используется понятие "целевой показатель объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", но суть от этого никак не меняется
целевой показатель объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
– величина допустимого выброса, устанавливаемая с учетом определенных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха значений концентраций загрязняющих веществ, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, создают риски для здоровья человека на территории населенного пункта или его части;
Отдельно обращаю Ваше внимание на то, что ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" дополняется этим новым определением, а старые - сохраняются, то есть как предприятия устанавливали ПДВ(НДВ), так и будут устанавливать, но, дополнительно будут ещё и достигать целевых показателей выбросов (читай - квот)

К чему стоит быть готовым экологу предприятия?

Готовьтесь предоставить по запросу всю природоохранную документацию по охране атмосферного воздуха

Чтобы провести более менее адекватный сводный расчёт рассеивания, необходимо собрать исходные данные от природопользователей. Да, именно так - собрать данные с природопользователей (инвентаризации, проекты ПДВ(НДВ), проекты СЗЗ и так далее). Тех данных, которые вы заносите в реестр объектов ОНВОС при постановке или актуализации своих объектов - недостаточно для проведения сводных расчётов. Поэтому тот орган исполнительной власти субъекта РФ, который будет проводить сводный расчёт, будет регулярно запрашивать от вас свежие данные по выбросам.

Готовьтесь увидеть свой объект в списке на получение квоты выбросов

При формировании списков предприятий, которые должны достигать квот выбросов могут быть всякие "шутки". Автор лично сталкивался с тем, что квоты планировали установить предприятию, которое на тот момент было даже не юридически, а физически ликвидировано (вместо производственной площадки - чистое поле осталось), выдавали квоты предприятию, которое находится в 500 километрах от территории проведения эксперимента (просто юридический адрес объекта был в городе, а само предприятие - в области), устанавливали квоту для ИП, который занимался тем, что делал гардеробные номерки (очень серьезный загрязнитель атмосферы керосином, как оказалось) и прочие случаи, которые можно было бы назвать курьезными.
Совет: не игнорируйте уведомления, которые вам будут отправлять или через личный кабинет природопользователя или на электронную почту. Такие уведомления о включении вашего объекта в список квотируемых объектов не требуют ответа, но "держите руку на пульсе" - если не согласны с тем, что ваш объект является серьезным вкладчиком в загрязнение атмосферы, то звоните во все колокола, доносите информацию о своего руководства, ездите к надзорным органам и спорьте, участвуйте в ВКС и спорьте и скандальте там, но убирайте свой объект из квотируемых. Это поможет не только вам лично снять с себя лишние обязанности, но и сами надзорным органам более качественно выполнять свою работу.
Чем больше объектов квотирования будет в регионе - тем сложнее их контроль и тем более бесполезными будут те мероприятия по достижению квот, которые в итоге "родят" природопользователи. Так что спорить необходимо.

Готовьтесь к неоправданно жестким или нулевым квотам

Проведение сводных расчётов - это довольно трудоемкий и длительный процесс, который может вестись минимум год. За этот год с вашим объектом ОНВОС может произойти всякое - увеличится производство, изменится номенклатура производимых товаров, сменится, в конце концов, автопарк. Но квоту выброса могут вам установить на момент принятия закона, то есть на момент 1 сентября 2026 года. И крутись как знаешь. Опять же, примеры из собственного опыта: предприятию установили квоту выброса по хрому в размере 0,0000 тонн в год. Выброс для установления квоты был взят по форме 2-ТП(воздух) за 2017 год, саму квоту выброса установили в 2021 году. На момент 2017 года в гальваническом цехе работала одна ванна гальваники и выброс там был микроскопический, поэтому при установлении квоты и получился 0,0000. По факту, когда эту квоту направили на предприятие, там работало уже 10 ванн хромирования, а сам цех был полностью переделан. В результате у предприятия "нарисовалась" дилемма - откатить все изменения в производстве на уровень 2017 года и достигнуть квоты (фактически убить всё гальваническое производство, являющееся основой работы всего предприятия) или сорвать проведение эксперимента по квотированию выбросов. Нетрудно догадаться по какому пути идёт сейчас предприятия. Но это эксперимент, а с 1 сентября 2026 года в КоАП может появиться отдельная статья, предусматривающая довольно серьезные штрафы за срыв достижения квот.
Совет: внимательно изучайте, какие квоты вам устанавливают и относительно каких выбросов. Если понимаете, что квота не достижима вообще никак, кроме как сократить производство или вовсе его закрыть - опять же спорьте, требуйте пересмотра, но не соглашайтесь на достижение того, чего достигнуть не возможно. Иначе получится так, что один чиновник бездумно установил вам квоту выброса, второй её утвердил, а уволили в итоге Вас - за то, что предприятие "попало" на гигантский штраф. Если есть возможность, то как только получили уведомление о квотах и проанализировали их - собирайте всё руководство и "на пальцах" объясняйте, почему им выгодно купить сейчас, например, электрофильтр, чем через несколько лет выплатить штраф по объему как пять таких фильтров. И под руководством имеется в виду не начальник отдела, а генеральный директор, учредители и прочие топ-менеджеры. Не надо брать на себя всю ответственность в деле достижения квот выбросов, это не нормативы ПДВ или инвентаризация - поверьте, до добра такая самостоятельность не доведет.

Где это возможно - проведите инструментальный контроль выбросов!

Если избежать получения квоты выбросов не получилось, а сами квоты достаточно жесткие, то хочешь или нет, а придется разрабатывать план мероприятий по его достижению и, что главное, план это надо будет выполнять. Контролировать ход мероприятий будут все кому не лень - от Росприроднадзора и Роспотребнадзора, до Прокуратуры и аппарата Губернатора.
Сам по себе, план мероприятий будет содержать вполне конкретные мероприятия по достижению квот выброса - установка газоочистных устройств, оптимизация режимов горения топлива в печах и так далее, то есть то, что при проверке можно реально измерить и проверить. Отдельный "скользкий момент" в том плане занимают мероприятия по работе автотранспорта и прочих источников, которые часто рассчитываются по расходу сырья и материалов (та же гальваника, сварка и резка металлов и т.д.). Поэтому крайне важно иметь под рукой не расчётные значения выбросов, а фактические - по измерениям. При наличии правильно сделанного протокола измерений можно относительно легко, в случае чего, обосновать, что выданная вам квота выброса уже достигнута и выполнять мероприятия не требуется.
Отдельного внимания здесь заслуживает автотранспорт. Как известно, выбросы автотранспорта обычно определяются расчётным способом по методике 1998 года выпуска. Однако автотранспорт может быть учтен в составе стационарного источника выброса, например, гаража. И вот здесь Вас может ждать серьезная проблема, если будет установлена квота по одному или нескольким веществам, которые входят в состав выброса автотранспорта. Что касается мероприятий, то, чаще всего здесь проблем не возникает их утвердить на самом высоком уровне, например, можно сказать, что в течение 5 лет будет модернизирован парк (главное потом действительно его модернизировать). Но как доказать, что выброс действительно снизился? Расчётом? Так этот расчёт по методике учитывает те удельные выбросы, которые были у транспорта до 1998 года. Так что, даже, если вы замените старенькие "Жигули" на современный гибрид - выброс, определенный по методике, если и будет отличаться, то не сильно. Опять же, пример из практики: предприятие с 2021 по 2024 год обновило парк грузовых автомобилей почти на 100% - закупили современные, абсолютно новые дизельные грузовики. Расчёт выбросов от старого и нового транспорта показал, что выброс сократился "на рекордные" 1,5% при необходимых 20%. И это была не ошибка расчёта - это методика не позволяет учесть, что современные дизеля оснащаются не менее современными же фильтрами и более экономичные, чем в 1998 году. Единственный вариант доказать, что квота достигнута - провести инструментальные измерения на источнике выброса (вытяжка из гаража). И это сработало на все 100%. Контролирующие органы, изучив все материалы, проведя две выездные проверки на предприятие согласились, что предприятие действительно достигло квоты выброса по керосину.
Совет: не надо экономить средства предприятия там, где этого делать не надо - проводите инструментальные измерения везде, где это возможно и даже в том случае, если законодательство вам позволяет проводить расчёты. Если у вас проводится инвентаризация выбросов до 1 сентября 2026 года - включайте в план проведения инвентаризации инструментальные измерения на вытяжках сварочных постов, плазменной резки металлов (велика вероятность, что установят квоту по хрому), гальванике и так далее. Лишними такие измерения вообще не будут.

Готовьтесь к "чудесам" с фоновыми концентрациями

Как только в вашем населенном пункте проведут сводные расчёты рассеивания выбросов и их результаты будут утверждены, при разработке проектов нормативов допустимых выбросов вы будете обязаны учитывать вообще все фоновые концентрации загрязняющих веществ: часть фоновых концентраций вы всё так же будете получать в территориальных органах Росгидромета, а часть - по запросу в Росприроднадзор (или орган власти субъекта РФ). И расчётные фоновые концентрации, как тот самый Советский цирк - умеют делать чудеса. Пример из практики: в 2023 году расчётная фоновая концентрация пыли абразивной была в районе 0,01-0,02ПДК, в 2025 году в той же самой точке местности фоновая концентрация оказалась равной 10,7ПДК. То есть, при такой фоновой концентрации, утвердить нормативы ПДВ стало, в принципе, невозможно без разработки мероприятий по сокращению выбросов. И даже, если предприятие полностью выполнит весь план мероприятий - фон-то никуда не денется. На вопрос в Росприроднадзор как так получилось получили закономерный ответ: вот так вот мы уточнили сводные расчёты (сводные расчёты, кстати, должны будут регулярно пересматриваться).
Совет: опять же, исходя из предыдущего пункта - старайтесь разрабатывать природоохранную документацию максимально правильно и точно, а значит - везде где это возможно, проводите инструментальные измерения. Это может вам помочь избежать получения лишних фоновых концентраций и сократить риск получить фоновую концентрацию выше ПДК. Если же так получается, что вам выдали расчётную фоновую концентрацию выше 1 ПДК, то ищите легальный выход из сложившейся ситуации - лишний раз уточните расходы сырья и материалов, уточните время работы оборудования и так далее, то есть, не обманывая, снижайте итоговый выброс до уровня при котором фоновая концентрация вам не потребуется. Помните, что фоновая концентрация выше 1 ПДК - это не основание для отказа от выполнения мероприятий по сокращению выбросов и, тем более, не обоснование того, что ваши нормативы ПДВ(НДВ) должны быть согласованы.

Подведем итог

Распространение практики квотирования выбросов на все регионы Российской Федерации - это достаточно серьезный шаг со стороны высшего руководства страны, сравнимый с реформой экологического законодательства в 2015 году. И здесь, несмотря на то, что перед этим шагом проводился эксперимент по квотированию выбросов, возможны всякого рода перегибы и проблемы на местах к которым готовиться надо уже сейчас. Не бойтесь доносить проблемы достижения квот выбросов до руководства вашего предприятия, не прячьтесь от Росприроднадзора и не скрывайте свои выбросы - чем больше скроете выбросов сейчас, тем более жесткую квоту выброса получите потом. Участвуйте во всевозможных совещаниях с органами власти по части квотирования выбросов, доносите до них свои проблемы и не бойтесь указывать на их ошибки, особенно, если квоты устанавливались бездумно - лишь бы выполнить план. Установление квот выбросов - это, с одной стороны, оправданное действие со стороны государства, направленное на оздоровление окружающей среды, но, с другой стороны - это серьезные риски даже для самых добросовестных предприятий.

Читайте также

Made on
Tilda