Система экологического законодательства Российской Федерации

Кратко рассматриваем иерархию системы экологического законодательства в Российской Федерации
Система экологического законодательства состоит из законов и подзаконных актов. Рассмотрим кратко эту систему и выделим ключевые моменты для каждого элемента системы.

Конституция Российской Федерации

Конституция - высший нормативный акт Российской Федерации. В этом документе декларируются основы конституционного строя, права и свободы граждан. Так, вопросам охраны окружающей среды в Конституции РФ посвящены две статьи:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 42 Конституции Российской Федерации
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 58 Конституции Российской Федерации
Конституция Российской Федерации как гарантирует наше право на благоприятную окружающую среду, так и определяет нашу обязанность - сохранять природу и окружающую среду. При этом, Конституция не раскрывает (и не обязана раскрывать) те механизмы, которыми гарантируются наши права и свободы - это задачи других нормативно-правовых актов.

Федеральные законы Российской Федерации

Федеральный закон - это высший (после Конституции) нормативно-правовой акт. В области охраны окружающей среды принято достаточно большое количество федеральных законов, касающиеся тех или иных аспектов деятельности человека.
Основным федеральным законом Российской Федерации в области охраны окружающей среды является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Это, своего рода, экологическая конституция, которая определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Стоит отметить, что федеральный закон "Об охране окружающей среды". по большей части, носит рамочный характер - он устанавливает рамки тех или иных действий и полномочий, а реализация этих полномочий и действий отводится на роль других федеральных законов. Например, статья 3 закона "Об охране окружающей среды" определяет основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: платность природопользования, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (любая планируемая хозяйственная деятельность считается опасной пока не доказано обратное), а так же обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
На основании федерального закона "Об охране окружающей среды" разработаны другие федеральные законы, относящиеся к специальным направлениям, например, ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ФЗ "Об экологической экспертизе", ФЗ "Об отходах производства и потребления" и так далее.

Подзаконные акты Российской Федерации

К подзаконным актам относятся:
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
  • Постановления Правительства.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти
Подзаконные акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При этом, Указы Президента обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов.
Постановления Правительства устанавливают конкретные механизмы регулирования и порядок их действия. Например, Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду ..." устанавливает конкретный механизм платы промышленных объектов за негативное воздействие на окружающую среду и определяет конкретный орган государственной власти, который обязан вести контроль за такой платой - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор).
Таким образом, если нас интересует конкретный механизм чего-либо: платы на негативное воздействие на окружающую среду, установления нормативов выбросов загрязняющих веществ и так далее - мы должны найти Постановление Правительства РФ и детально его изучить.
Что касается актов федеральных органов исполнительной власти, то это могут быть также постановления или приказы, но уже конкретного органа. Например, ключевым органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минприроды РФ формирует политику государства в области охраны окружающей среды и издает свои приказы, которые не должны противоречить ни одному из вышеперечисленных нормативных актов, включая Постановления правительства. Например, Приказ Минприроды РФ от 21 марта 2025 года № 124 Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" - это обязательный к исполнению на всей территории России нормативно-правовой акт, в котором конкретно установлены правила эксплуатации установок очистки газа - какая документация должна вестись на предприятии, как необходимо проводить оценку эффективности работы установки и так далее.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

На уровне субъектов Российской Федерации могут приниматься законы, приказы и постановления.

При этом нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству, включая указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации.
Таким образом, приступая к деятельности по охране окружающей среды в каком-либо субъекте Российской Федерации, мы должны знать не только федеральное законодательство, но также детально изучить нормативно-правовые акты субъекта РФ по тем или иным вопросам. Например, на федеральном уровне принят Приказ Минприроды от 28 ноября 2019 года N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". В этом приказе сказано:
Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган
Статья 19 Приказа Минприроды РФ №811
В свою очередь, на уровне субъекта Российской Федерации этот срок может быть сокращен до 10 дней или составлять 15 рабочих дней и так далее.

Заключение

Система экологического законодательства Российской Федерации состоит из Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Для каждого нормативно-правового акта установлена своя "область ответственности" - Конституция РФ декларирует права и обязанности граждан, федеральные законы устанавливают рамки полномочий государственных органов власти, конкретизируют права и обязанности граждан, а подзаконные нормативно-правовые акты раскрывают конкретные механизмы действия природопользователей в области охраны окружающей среды. Далее, используя эту иерархию мы будем изучать вопросы нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.
Made on
Tilda