Краткая история развития системы нормирования качества атмосферного воздуха в России

Основные исторические этапы развития системы нормирования качества атмосферного воздуха в России
Нормирование качества атмосферного воздуха — важнейшая часть государственной экологической политики и системы охраны здоровья населения. В России формирование правил, стандартов и институтов в области нормирования качества атмосферного воздуха шло волнообразно, в основном, под влиянием развития промышленного производства, науки, эпидемиологических данных и международных соглашений.

Краткая хронология ключевых этапов развития системы нормирования качества атмосферного воздуха в России

Историю развития системы нормирования качества атмосферного воздуха в России можно разделить на несколько этапов в каждом из которых происходили значительные изменения в подходах к оценке и регулированию качества атмосферного воздуха.
1870-е годы
Появление первых городских санитарных регламентов
1920-е годы
Централизация санитарного контроля
1950-е годы
Развитие стандартов и установление первых ПДК
1970-е
Массовые научные исследования, разработка первых государственных ГОСТов в области охраны окружающей среды
1990 - 2000
Переходный период. Формирование современной системы нормирования
2010
Модернизация системы мониторинга, внедрение международных подходов
2020 по н.в.
Фокус на долгосрочные стандарты, внедрение риск‑ориентированных подходов

Предреволюционный и ранний советский периоды

Вторая половина XIX века — это период интенсивной индустриализации и урбанизации в Российской империи. Рост фабрик, паровых машин, строительство железных дорог и увеличение потребления угля привели к заметному ухудшению качества атмосферного воздуха в крупных городах.
В результате бурной индустриализация и, соответственно, роста городского населения в крупных городах начали формироваться зоны с высокой топливной нагрузкой: печи, котельные, заводские горны. При этом, сжигание традиционных видов топлива (угля и дров) формировало сильное задымление, провоцировало выпадение сажи, появление неприятных запахов, коррозию фасадов зданий и так далее.
Одновременно с этим, в России развивалось санитарное движение. После эпидемий холеры и брюшного тифа возросла роль санитарных врачей и городских управлений, которые стали расширять сферу своих интересов от качества воды и обустройства канализационных систем к вопросам уличной и промышленной гигиены.
Научное понимание причинно-следственных связей между загрязнением атмосферного воздуха и здоровьем населения находилось, на тот момент, на начальной стадии: ученые и врачи знали о раздражающем и корродирующем действии сажи и продуктов горения, подозревали связь с заболеваниями лёгких, однако строго эпидемиологических доказательств было немного. Стоит отметить, что уже в то время местная пресса, городские думы и общественные организации привлекали внимание к проблеме загрязнения атмосферного воздуха - требовали мер против «дымной пытки», особенно в солнечные дни и при температурных инверсиях.
Решения по борьбе с задымлением принимались в основном на муниципальном уровне: в отдельных городских управах, санитарных отделениях и так далее. Центральные же министерства занимали скорее консультативную роль и централизованной федеральной политики по нормированию качества воздуха в современном её понимании не было.
Предреволюционный и советский периоды можно отметить как время, когда начинало активно развиваться профессиональное сообщество, занимающееся обеспечением экологической безопасности населения, а законодательство в области охраны атмосферного воздуха только-только начинало формироваться - на местном уровне принимались постановление и указы о размещении опасных производств за пределами города, выписывались штрафы за чрезмерное загрязнение сажей и другие локальные меры, направленные на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.

Советская эпоха (1920-1980 гг)

С развитием тяжёлой промышленности в СССР проблема загрязнения атмосферного воздуха стала носить системных характер. В этот период появился понятный набор инструментов:
  • Санитарные нормы и правила (СанПиН), ориентированные на защиту здоровья населения. Для обозначения предельно допустимых концентраций использовались термины, эквивалентные современным ПДК/ПДУ.
  • Технические стандарты (ГОСТы) и отраслевые нормы, регламентировавшие допустимые выбросы для предприятий.
В этот же период активно развивалась научная база: проводились массовые медико‑санитарные исследования, гигиенические исследования, направленные на оценку влияния отдельных веществ (SO2, NOx, оксиды углерода, твёрдые частицы) на организм человека. Появляются такие институты государственной власти, как министерства здравоохранения и гидрометеорологии, научно‑исследовательские институты гигиены и гигиены труда, санэпиднадзоры и т.д.
В этот период акцент делался на массовые показатели и контроль крупных стационарных источников, а мониторинг носил локальных характер и был ориентирован, в первую очередь, на промышленные центры

Позднесоветский период (1980‑1991 гг.) - первые реформы

Регулярные эпизоды чрезмерного загрязнения атмосферного воздуха и выпадение смога в городах стимулировали усиление нормативной базы в области охраны окружающей среды. В этот период появились более строгие методики измерений, а также предпринимались попытки систематизировать гигиенические требования к качеству городской среды. Формировалась методология расчёта санитарно‑защитных зон, предельно допустимых выбросов для промышленности, проводились крупные научные исследования по связям «загрязнение — здоровье».
Именно в этот период появляется первая российская методика расчёта приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами промышленных предприятий, развивается система мониторинга качества атмосферного воздуха в городах - формируются сети стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, разрабатываются руководящие документы по мониторингу окружающей среды, методики расчёта выбросов загрязняющих веществ от различных источников загрязнения и так далее.

Переходный период (1990‑е годы) - формирование новой правовой системы

Распад СССР и переход к рыночной экономике привели к значительным трансформациям отраслей промышленности и, как следствие, к пересмотру подходов к нормированию:
  • Многие старые нормы требовали актуализации; одновременно с этим снизилась практическая способность государства обеспечивать мониторинг и контроль на прежнем уровне.
  • Появились новые федеральные законы, формировавшие рамки экологической политики и санитарно‑эпидемиологического надзора.
Одновременно с этим, происходила происходила реорганизация ветвей власти: создавались, разделялись и реформировались федеральные службы, ответственные за охрану окружающей среды и санитарное благополучие населения.
Система мониторинга качества окружающей среды стала усиливаться за счёт внедрения новых технологий, однако финансирование и реализация мониторинга на уровне регионов оставалась существенным препятствием в развитии всей системы нормирования, в том числе и качества атмосферного воздуха.

XXI век - современная система нормирования


В начале — середине 2000‑х выстроилась современная институциональная архитектура системы нормирования, в которой ключевыми участниками стали федеральные службы, научные организации и региональные органы власти:
  • Органы, реализующие экологический надзор (например, Росприроднадзор).
  • Службы санитарного надзора, отвечающие за гигиенические нормативы и защиту здоровья населения (Роспотребнадзор).
  • Гидрометеорологический мониторинг и сети измерений качества воздуха (Росгидромет).
На данный момент, основные элементы современной системы нормирования выглядят следующим образом:
  • Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха (максимально разовые, среднесуточные и годовые предельно допустимые концентрации для отдельных загрязнителей).
  • Нормативы выбросов для стационарных и передвижных источников.
  • Системы мониторинга в реальном времени, автоматизированные посты наблюдения, использование спутниковых и модельных данных для оценки распределения загрязнений.
В XXI веке наметился переход к риск‑ориентированному подходу: акцент смещается с формального соответствия нормам на оценку реального риска для здоровья населения и наиболее уязвимых групп. На смену штрафам приходит профилактика нарушений в области охраны окружающей среды.
Made on
Tilda